Stolpersteine: память, о которую мы спотыкаемся


4 декабря в Музее и Общественном центре им. Андрея Сахарова в Москве прошел кино показ немецкого документального фильма «Камень преткновения» с последующей дискуссией. Экспертами встречи стали Алек Эпштейн (историк и социолог, Израиль) и Ирина Аксенова (Молодежная сеть против расизма и нетерпимости, Россия).

«Камень преткновения» - это документальный фильм о проекте «Stolpersteine», снятый в 2007 году в Германии режиссером Дорте Франке. На тротуарах в Германии часто можно увидеть маленькие латунные квадратики. На них имена, даты и слова по-немецки: «жил», «депортирован», «убит». Таблички напоминают о том, что в доме, перед которым они размещены в мостовой, жили люди, депортированные и убитые нацистами. Свыше 15 тысяч табличек по всей Европе. И каждую из них немецкий художник Гунтер Демниг (Gunter Demnig) своими руками изготовил, укрепил на бетонном столбике и вбил в тротуар.

Кино-показ «Камней преткновения» был организован регулярно действующим кино-клубом Музея им. Сахарова.
Большая часть дискуссии была посвящена тому, что такое память о Холокосте. «Это очень сложная тема о том, кому принадлежит память о жертвах (только родственникам или всему обществу), насколько современные практики изучения Холокоста помогают в борьбе с неонацизмом и ксенофобией.
«Понятное дело, что главная цель любых акций памяти Холокоста — сказать «Никогда снова!», сделать так, чтобы история не повторилась. Но что мы видим в современной Европе? Существуют разные программы изучения Холокоста (например, в школах), в рамках общественного мнения все помнят и осуждают его, но тут же множество людей голосует против строительства мечетей в своей стране или городе. Как такое может быть?» - задается вопросом Алек Эпштейн.

Участники дискуссии также высказывали свои мнения о самом проекте Stolpersteine, который даже у себя на родине, в Германии, вызывает самые противоположные отклики. «Сложность темы, неоднозначность самой идеи устанавливать в мостовых камни с имена жертв Холокоста, делает этот фильм очень хорошим просветительским инструментом. Когда мы говорим о любых практиках памяти, крайне важно помнить, что невозможно дать единственно верный и простой ответ как и что надо делать — прежде всего, в силу травматичности того прошлого с которым приходиться иметь дело» - комментирует Ирина Аксенова.

Напомним, что впервые фильм попал в России в сентябре, когда команда Молодежного Правозащитного Движения привезли немецких режиссеров Дорте Франке и Марка Баудера в Москву и Воронеж.
Дискуссия 4 декабря прошла при поддержке посольства Королевства Нидерландов в России.

Молодежная сеть против расизма и нетерпимости
ynri@yhrm.org

Ссылки по теме: