Как воспитать толерантность и не вырастить новых фашистов?


Такой вопрос задавали себе и ведущим участники семинара «Мозаика культур: неформальные подходы к преподаванию истории, проблем ксенофобии и нетерпимости в школе», состоявшегося в Воронеже на прошедших выходных, 7 и 8 марта.

Организаторами мероприятия выступили международное Молодежное Правозащитное Движение (МПД), Молодежная Сеть против расизма и нетерпимости, Международная Молодежная Сеть правозащитного образования и гражданского просвещения, МОО "Объединение преподавателей истории", Сеть UNITED for Intercultural action совместно с Общественной приемной при уполномоченном по правам человека в РФ (в Воронежской области) при поддержке Представительства Европейской Комиссии в Российской Федерации и программы MATRA Министерства Иностранных Дел Королевства Нидерланды.

Заявленная тема собрала участников не только с разным опытом практической работы (учителей, журналистов, молодежных работников и активистов общественных организаций), но и представляющих взгляд на проблему в разных странах и регионах: Украине, Беларуси, Польше, Южной Осетии и более, чем 8 регионах России.

Первый день семинара был преимущественно теоретическим, вводным в тему. Участникам были представлены общие подходы, применяемые в неформальном образовании и просвещении при работе с молодежью, - универсальные для мероприятий разной гражданской тематики. Завершала день проблемная лекция-дискуссия "Гуманитарный антифашизм: противодействие расизму, тоталитарным тенденциям и милитаризму", проведенная со-автором концепции гуманитарного антифашизма Андреем Юровым (почетным президентом МПД и директором Общественной приемной при Уполномоченном). Лекция потребовала от слушателей активного осмысления своего опыта для обсуждения поднятых во время дискуссии вопросов. И это неудивительно, ведь, как говорит сам ведущий лекции: «Если вы знаете простой ответ на сверхсложный вопрос, то он изначально неверен». Одним из самых провокационных выводов встречи стала мысль о том, что в каждом из нас живет расист, милитарист и сторонник тоталитаризма. Вопрос лишь в том, контролируем ли мы все это в себе, идем ли у них на поводу или ежедневно противостоим.

Следующий день был посвящен практическим подходам и технологиям преподавания тем, затрагивающих вопросы ксенофобии и толерантности в школах и вузах. Эту часть семинара должна была вести Тамара Натановна Эйдельман — член Правления МОО «Объединение преподавателей истории» и заслуженный учитель России, а также создатель авторских пособий: "Мозаика культур", "Шестидесятые: иллюзии и разочарование" и др., но из-за погодных условий она не смогла вылететь из Москвы. В итоге блок, посвященный этническим конфликтам, проводился дистантно при помощи современных технологий коммуникации. На примерах и заданиях одного из разделов пособия «Мозаика культур» участники познакомились с предлагаемой методикой, а также получили возможность обсудить, какие эмоции и чувства появились у них во время работы, насколько безопасно или небезопасно предлагать подобные упражнения детям, при каких условиях и для чего можно применять подобные задания.

Семинар стал не столько местом по обучению новым технологиям преподавания, сколько пространством для обмена опытом, долгих дискуссий на сложные и спорные темы, переосмыслением того, что раньше казалось хорошо известным и понятным. Участники покидали семинар с большим количеством новых вопросов и пониманием того, что работа с молодежью, особенно по сложным общественным темам, требует большого опыта, понимания и предельной осторожности.

Молодежная Сеть против расизма и нетерпимости
ynri@yhrm.org

Ссылки по теме: